Это международный стандарт управления качеством. Он является частью семейства стандартов управления качеством ISO 9000 и сегодня используется более чем 1 миллионом предприятий. Он предоставляет систему постоянного улучшения, основанную на потребностях ваших клиентов. Это приводит к экономии средств, повышению эффективности и большей согласованности предоставляемых услуг.
Почему ISO 9001 важен?
ISO 9001:2015 — международный стандарт, который гарантирует качество продукции и применим в компаниях любого размера и отрасли. Эта сертификация требуется многим корпорациям от их поставщиков. ISO 9001 также является основой для отраслевых стандартов, включая AS9100, ISO 13485 и IATF 16949. Даже в условиях глобальной рецессии, количество компаний, внедряющих ISO 9001, остается стабильным во всем мире, позволяя им улучшать качество своей продукции. Текущая редакция стандарта — ISO 9001:2015. Стандарт ISO 9001 2015, был выпущен в октябре 2015г. и заменил предыдущую редакцию ISO 9001:2008. Эта обновленная редакция включает в себя многие процессы из предыдущей редакции стандарта, с большим акцентом на мышление, основанное на оценке рисков, и понимании контекста организации. Чтобы поддержать это изменение, в стандарт ISO 9001:2008 было внесено серьезное структурное изменение: основные положения стандарта различаются между версиями 2015 и 2008 годов.
Какова цель ISO?
При всех этих разговорах о стандартах часто возникает вопрос, что такое ISO. Международная организация по стандартизации (именуемая ISO, поскольку это греческое слово означает «то же самое») — международная организация, которая создает стандартные наборы требований и руководств, чтобы помочь организациям по всему миру действовать более последовательно. Организация ISO разрабатывает, публикует и поддерживает более 22 450 стандартов через технические комитеты, в состав которых входят представители со всего мира. Эти стандарты предоставляют информацию о том, как проектировать и создавать продукты, проводить специальные испытания и создавать системы управления. Важно отметить, что ISO не проводит сертификацию, аудит или оценку соответствия. Система строго участвует в поддержании стандартов и оставляет оценку компаний на соответствие стандартам внешним органам по сертификации.
Как внедряется ISO 9001?
Начиная с управленческой поддержки и определения требований заказчика к СМК, вам нужно будет начать с определения вашей политики в области качества и целей, которые вместе определяют общий объем и реализацию системы управления качеством. Наряду с этим вам нужно будет создать обязательные и дополнительные процессы и процедуры, необходимые вашей организации для надлежащего создания и предоставления вашего продукта или услуги. Есть шесть обязательных документов, которые необходимо включить, и другие, которые компания сочтет необходимыми. Получить грамотную консультацию и сертификацию можно на сайте https://www.serconsrus.ru/services/iso/.
Каковы требования ISO 9001?
Структура стандарта разделена на 10 разделов (пунктов). Первые три являются вводными, а последние семь содержат требования к системе менеджмента качества, по которым может быть сертифицирована компания. Вот содержание семи основных пунктов:
- Раздел 4: Контекст организации. В этом разделе говорится о требованиях к пониманию вашей организации для внедрения СМК. Он включает требования по выявлению внутренних и внешних проблем, выявлению заинтересованных сторон и их ожиданий, определению области применения системы менеджмента, а также определению ваших процессов и способов их взаимодействия. Ожидания заинтересованных сторон включают в себя и нормативные требования.
- Раздел 5: Лидерство- Требования к лидерству охватывают потребность в том, чтобы высшее руководство играло важную роль во внедрении системы. Высшее руководство должно продемонстрировать приверженность, обеспечив ориентацию на потребителя, определяя и сообщая о политике в области качества, а также распределяя роли и обязанности во всей организации.
- Раздел 6: Планирование. Высшее руководство также должно планировать текущие функции СМК. Необходимо оценить риски и возможности системы менеджмента в организации, а также определить цели в области качества для улучшения и разработать планы для достижения этих целей.
- Раздел 7: Поддержка- Раздел поддержки касается управления всеми ресурсами системы, включая необходимость контроля всех ресурсов, включая человеческие ресурсы, здания и инфраструктуру, рабочую среду, ресурсы мониторинга и измерения, а также организационные знания. Этот раздел также включает требования, касающиеся компетентности, осведомленности, коммуникации и управления документированной информацией (документами и записями, необходимыми для ваших процессов).
- Раздел 8: Эксплуатация. Требования к эксплуатации касаются всех аспектов планирования и создания продукта или услуги. Этот раздел включает стандарты по планированию, обзору требований к продукту, проектированию, контролю внешних поставщиков, созданию и выпуску продукта или услуги, а также контролю несоответствующих выходных данных процесса.
- Раздел 9: Оценка эффективности . Этот раздел включает стандарты, необходимые для того, чтобы убедиться, что вы можете контролировать, хорошо ли работает ваша система. Он включает в себя мониторинг и измерение ваших процессов, оценку удовлетворенности клиентов, внутренние аудиты и постоянный анализ со стороны руководства.
- Раздел 10: Улучшение. Этот последний раздел включает требования, необходимые для улучшения вашей СМК с течением времени. Это включает в себя необходимость оценки несоответствия процесса и принятия корректирующих действий для процессов. Эти разделы основаны на цикле «Планируй-Делай-Проверяй-Действуй», который использует эти элементы для внесения изменений в процессы организации, чтобы стимулировать и поддерживать улучшения в процессах.
Обязательна ли сертификация ISO?
ISO-сертификация по стандарту ISO 9001 2015 очень часто является требованием заказчика к ее поставщику, но сам стандарт необязателен. Когда заказчику требуется сертификация, неприемлемо только выполнение требований ISO 9001 и заявление о соответствии им; вам также необходимо пройти процесс сертификации, и аудиторы органа по должны подтвердить, что ваши процессы соответствуют всем требованиям. Компании также проходят сертификацию, потому что они находят преимущество в возможности продемонстрировать заинтересованным сторонам, что независимая сторона подтвердила их СМК. Для физических лиц это также не является требованием стандарта, но обучение и сертификация ISO 9001 — лучший способ получить знания и компетентность в отношении этого стандарта.
Сколько стоит получить сертификат ISO 9001?
Стоимость сертификации будет отличаться от компании к компании. Стоимость привлечения сертификационных аудиторов будет различаться в зависимости от сложности ваших процессов и количества задействованных сотрудников. Некоторые из основных категорий затрат, которые вам необходимо учитывать, включают изучение ISO 9001, внешнюю помощь, стоимость рабочего времени сотрудников, затраты на сертификацию и, наконец, затраты на поддержание вашей СМК. Орган по сертификации также может помочь вам определить, какие требования еще не выполнены, пробелы; затем вы можете определить стоимость устранения этих пробелов путем изменения или внедрения процессов.